Государство и НКО: перезагрузка отношений

Государство и НКО: перезагрузка отношений
Владимир Путин 19 декабря подписал закон №449, касающийся взаимоотношений государства и НКО. Этот закон вносит изменения в статью 31.1 федерального закона «О некоммерческих организациях», где говорится о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поправки уточнили срок, на который НКО будут предоставляться субсидии и имущественная поддержка — теперь это не меньше 2 лет. Кроме того, НКО обещана информационная поддержка, а их сотрудникам — помощь в получении дополнительного профессионального образования, в переподготовке и повышении квалификации.
За последние два года российское законодательство, касающееся поддержки НКО, существенно изменилось. Государство задает вектор развития третьего сектора, в пользу которого оно хотело бы перераспределить денежные средства от бюджетных, порой неэффективных, организаций. НКО предложено не только дополнительное финансирование, но и некоторые послабления в части налогов, и другие виды поддержки.
Однако, выделяя НКО дополнительные средства, власть конкретизирует сферы деятельности, где могут работать НКО, если они рассчитывают на ее поддержку. Кроме того, государство требует от НКО качественных услуг и намерено за этим следить.
Только для социально ориентированных НКО
На дополнительное финансирование от государства могут рассчитывать только социально ориентированные НКО, зарегистрированные в соответствующих реестрах — это главный критерий.
Организация должна либо непосредственно помогать нуждающимся, либо способствовать решению их проблем, либо развивать общественно полезные сферы (культура, спорт, творчество, профилактические мероприятия, консультирование, дополнительное образование, трудоустройство), привлекая к этому мало защищенные слои населения.
Не все детали новой схемы взаимодействия государства НКО прописаны до конца, но ее основа уже складывается. Базовыми здесь будут указ президента РФ №398, постановление правительства РФ №1096, федеральные законы № 442 и №449, подписанный президентом РФ 19 декабря. Напомним об основных изменениях, которые запустили эти законодательные акты.
Реестр поставщиков социальных услуг
С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №442 от 28.12.2013 г. об основах социального обслуживания граждан в РФ. Закон дал определение поставщиков социальных услуг, конкретизировал виды социальных услуг (8 направлений социальных услуг, плюс 6 направлений срочных социальных услуг). В нем было сказано, что поставщики социальных услуг могут претендовать на постоянное субсидирование их деятельности, при условии включения их в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
Напомним, что включение в реестр поставщиков социальных услуг — это право, а не обязанность НКО, организация может вступать или не вступать в этот реестр по своему усмотрению. Если НКО уже получила средства от государства, то она не лишится их при любом выборе. Однако, некоторыми правами и налоговыми льготами могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг. (Подробнее читайте в статье «Как НКО оформить паспорт поставщика социальных услуг?»).
Направления работы и оценка качества
Указ президента РФ №398 от 8.08.2016 г. об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг расширил перечень этих направлений до 20.
Формулировки президентского указа расширило и конкретизировало вышедшее следом постановление правительства РФ №1096 от 27.10 2016 г. об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки их качества.
При этом было добавлено условие: исполнитель общественно полезных услуг должен быть зарегистрирован в отдельном реестре в Минюсте России. (Подробнее читайте в статье «Инструкция для НКО: как попасть в реестр исполнителей общественно полезных услуг»).
В то же время закон №449, подписанный 19 декабря, снял одно из препятствий, мешающих ритмичной работе социально ориентированных некоммерческих организаций, теперь они могут получать субсидии на постоянной основе на два года и дольше.
Процедура регистрации НКО в реестре исполнителей общественно полезных услуг будет открыта с 1 января 2017 года. А полностью, по мнению многих экспертов, закон заработает с весны 2017 года — после того как Минэкономразвития выпустит методические рекомендации, согласованные со всеми заинтересованными сторонами.
У представителей третьего сектора нет иллюзий насчет того, что весь механизм заработает быстро и без сбоев. Но, как отмечали участники 7 ежегодного съезда НКО России, прошедшего в Москве с 13 по 16 декабря 2016 года, очевидно, что система взаимоотношений государства и НКО изменится.